Давайте «влюбим» всех детей в музыку!

Радость необходима для творчества.

Эдвард Григ.

 

В современной жизни музыкальное воспитание в детском саду  наряду с известными и важными задачами, такими как развитие  музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей;  развитие способности эмоционально воспринимать музыку, ставит перед собой  и новые  задачи.

Основной такой задачей, прежде всего, является воспитание всесторонне развитого человека, умеющего неординарно мыслить и творчески подходить к решению различных проблем. Развить в ребенке умение творить – вот основная задача музыкального руководителя. Ведь прикоснувшись к творчеству, малыш оказывается способен воспринимать мир еще на одном языке: языке интуиции. Давно известно, что успешные предприятия во всем мире стараются взять на работу не просто умных и образованных людей, а людей способных принимать смелые творческие решения, креативно мыслить и находить выходы из различных ситуаций. И здесь помогает подчас интуиция, которую мы, музыкальные руководители, должны стараться развивать именно на музыкальных занятиях.

Ученые давно доказали, что деятельность ребенка – дошкольника всегда проходит через чувство удовольствия и радости. Если есть удовольствие – ребенку это нравится, и он готов заниматься этим бесконечно! Нет удовольствия – не нравится, и интерес к этому быстро пропадает. И заставляя его что-то делать без его желания, мы только  вызываем у него скуку и нелюбовь к музыке. Я стараюсь не допускать этого на своих занятиях. Я считаю, что именно музыкальный руководитель детского сада в ответе за то, какая у ребенка будет первая встреча с музыкой. От этого зачастую зависит и будущее взаимоотношение взрослого человека с музыкой. Дать творить на музыкальных занятиях - это главная моя цель как педагога.

Много лет назад передо мной встал вопрос: как же научить малыша любить музыку? как же сделать занятия интересными и увлекательными? как же посредством музыки пытаться развить все необходимые в дальнейшем  качества в ребенке? Ответ для себя я нашла в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование). Именно этот вид музыкальной деятельности,  помог  мне в решении всех поставленных задач.  Я давно поняла, что приходя в музыкальный зал, самым интересным для ребенка является игра на музыкальном инструменте, пусть даже самом простом и незатейливом. Только на музыкальных занятиях ребенок может услышать, как идет дождь, играя на металлофоне или треугольнике, или как шуршат листья под ногами, играя  на простой пластмассовой коробочке с крупой внутри. Я пытаюсь  научить ребенка общаться без слов, только через музыкальные звуки, которые он может извлекать из инструментов. Например, играя на звуковысотных колокольчиках, дети с удовольствием передают разговор сосулек  на карнизе. А подобрав различные шумовые инструменты, сочиняют  свою сказку, которую потом демонстрируют родителям на празднике, вовлекая и их в этот творческий процесс. На занятиях мы стараемся постоянно находить радость в коллективном творчестве. Дети преображаются на музыкальных занятиях: превращаются в золотых рыбок, гномов, умеющих колдовать и творить чудеса, в бабочек и жуков, понимающих язык цветов. И часто это превращение озвучено подходящим музыкальным инструментом,  который дети выбирают сами. Но может ли ребенок вот так просто взять и начать творить и придумывать музыку? Нет! К этому я  иду маленькими шагами, радуясь каждому незначительному успеху детей. Любой крошечный росток творческой  мысли  я стараюсь заметить и оценить.

Коллеги меня часто спрашивают : с чего же начать обучение детей игре на детских музыкальных инструментах??

 На начальной ступени обучения главной целью, я считаю, является формирование определенных представлений и понятий о музыке в целом. Ребенок должен понять, что музыка – это не просто хаотичный набор звуков, а упорядоченный и осмысленный цикл. Развивая чувство ритма и звуковысотный слух на этом этапе работы, музыкальный руководитель должен дать детям практические навыки игры на простейших шумовых музыкальных инструментах для их дальнейшего самостоятельного использования. Важно показать, как можно играть на том или ином музыкальном инструменте, рассказать, что музыка живет в каждом из них и бывает разная. Главный принцип здесь, как и во все педагогике, «от простого к сложному».

Рассказав и показав как можно играть на том или ином музыкальном инструменте, на следующей ступени обучения  важно дать каждому ребенку попытаться проявить свое творчество через полученные знания и умения. Порой дети придумывают совершенно необыкновенное звукоизвлечение на музыкальном инструменте. Я очень  это ценю и всегда даю положительную оценку его деятельности. При этом счастью малыша нет конца! Он уверен в себе! Он горд собой! И на следующем занятии он обязательно проявит себя опять, потому что будет опять стараться получить удовольствие и радость от общения с музыкой. На этом этапе есть уникальная возможность комбинировать различные способы игры, варьировать и украшать, фантазировать и переделывать. Этот этап работы бесконечен, и я считаю его самым важным в формировании творческой  личности. К нему мы постоянно возвращаемся на занятиях . Но процесс даст свои плоды только тогда, когда каждый ребенок будет активным его участником, а не сторонним наблюдателем. Вот об этом я всегда помню!

Часто музыкальное произведение, исполняемое на занятиях, приобретает определенные формы, ритмы конкретных инструментов, набор конкретных инструментов и является конечным вариантом. Эта форма музицирования  бывает представлена, как правило, на наших праздничных утренниках и  бывает самой любимой, потому что каждый ребенок внес свой вклад в создание этого произведения. Дети получают необыкновенное удовольствие от исполнения такого музыкального произведения в ансамбле. Но добиться этого можно только пройдя благополучно первую и вторую ступень. У меня никогда не бывает  тревог и волнений, если кто-то из детей заболел, потому что каждый из них знает любую партию в оркестре и может сыграть на любом инструменте. Часто дети сами договариваются, кто на каком инструменте сегодня играет. Такой конечный вариант музицирования мы с радостью представили в этом году на нашем Окружном фестивале детского творчества «Хрустальная капелька», проводимым ежегодно Восточным Окружным Управлением Образования и стали победителями. Я думаю, что именно последовательная работа  дала такой высокий результат, который  по достоинству оценило компетентное жюри.

На проводимом мною мастер-классе для музыкальных руководителей ВАО по обучению детей игре на музыкальных инструментах мои коллеги жаловались, что инструменты слишком дороги и у них нет возможности заниматься элементарным музицированием. Но ведь достаточно дать детям в руки простые ложки, бумажки, которые, кстати, тоже могут звучать по-разному (в зависимости от толщины и фактуры), незатейливые рыболовные колокольчики, бусы, которые превосходно шуршат, металлические предметы, расчески, пуговицы и вообще все, что издает звук, и ваш  оркестр уже готов. Шумовой оркестр, который можно создать в любом детском саду даже не имея дорогих инструментов, уже решит множество задач, поставленных музыкальным руководителем. Ведь  игра на таких инструментах приносит детям огромное удовольствие. Научившись этому на музыкальных занятиях, дома они смогут повторить это вместе с мамой и папой и создать домашний импровизированный оркестр. А для меня , как для педагога, это самое ценное!

На музыкальных занятиях дети получают огромный опыт, который будет им нужен в повседневной жизни. Это, прежде всего опыт творчества, опыт самовыражения, опыт быстрого реагирования и  спонтанности, очень необходимый опыт слушателя, исполнителя  и композитора, опыт актерского мастерства  и ораторского искусства. И весь этот опыт мои дети получают, занимаясь  элементарным музицированием. Приобретая такой ценный опыт еще в детском саду, они идут в школу более уверенными в себе.

Очень хочется, чтобы музыкальные руководители не боялись этого вида деятельности, а более широко внедряли его в свою практику. Но такие занятия требуют от самого педагога творческого подхода, умения самостоятельно и инициативно подходить к данному процессу. Мне помогла в этом программа Т.Э.Тютюнниковой  «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», которая дала  возможность творчески подойти к такому сложному и увлекательному виду деятельности как игра на детских музыкальных инструментах. А общение с этим талантливым педагогом на семинарах окрылило и вдохновило меня.

Музыкальным руководителям важно помнить, что музыкальные занятия в детском саду должны не только всесторонне развивать ребенка, но и приносить ему огромное удовольствие и радость от общения с музыкой. Давайте «влюбим» всех детей в музыку и наш мир будет добрее и лучше!

 

Музыкальный руководитель

 ГОУ детский сад комбинированного вида № 1010

Митина Ольга Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz